Макаронный блог

Как появились и кто придумал «макароны по-флотски». История блюда

Я уже описывал историю происхождения этого блюда, но сделал это поверхностно и не точно. Теперь я подготовился: перечитал кучу источников, изучил сотни страниц исторических материалов, просмотрел несколько часов тематических видео и готов с уверенностью рассказать, как появилось блюдо макароны по-флотски.

Макароны по-флотски придумали на флоте в конце 19 века.

Вот так просто. А вы думали по-другому?

Стивен Сигал. фильм в Осаде

Если интересуют детали, присаживайтесь поудобнее, рассказ будет долгим. Начну с мяса и теста — главных ингредиентов макарон по-флотски.

 

«Дохлый француз» на корабле

До ХХ века на флоте не знали, что такое холодильник. В плаваниях морякам приходилось питаться тем, что могло долго хранится.  Мясным блюдом обычно была страшно невкусная солонина – сушеное говяжье мясо, которое длительно выдерживали в соли.

Бочка, в которой хранилась солонина на корабле

Одна из бочек, в которых хранилась солонина на корабле

Считалось, что солонина становилась качественной, как минимум после двухлетней выдержки. При достоинстве долгого хранения у солонины был один существенный недостаток — с каждым месяцем она становилась тверже. Солонина становилась настолько твердой, что моряки могли вырезать из нее фигурки и полировать их.

Перед употреблением солонину вымачивали в воде не менее 1 дня. Во время варки на поверхность всплывала пенистая и жирная жижа, которую вылавливали. Позже ее использовали на смазочные нужды корабля, а излишки продавали в порту свечникам.

От повышенной влажности на корабле, после нескольких месяцев плавания, солонина в бочках приобретала коричнево-зеленый оттенок. От бочек с мясом исходил натуральный трупный запах. Так на британском флоте, солонину прозвали «дохлым французом». [1]

Солонина - сушеное говяжье мясо, которое месяцами выдерживали в соли. На флоте

Солонина — засоленная говядина

До начала 20 века солонина была основным видом столового мяса не только на флоте, но и по всей России. В советское время потребность в солонине отпала, так как основным методом хранения мяса стало замораживание. Последние крупные государственные заготовки солонины были сделаны в начале 1930-х годов. [2]

 

Морской бисквит вместо теста, хлеба и макарон

Сухари в плаваниях использовали еще в Древнем Египте. В Европе, в Британском Королевском военно-морском флоте, сухари были официально введены в обязательный рацион питания моряков в 1660-х годах. Делали флотские сухари из пшеничной муки, соли и воды. Месили тесто, тонко раскатывали, разрезали и пекли несколько раз, пока не испарялась вся влага. Это делало сухари твердыми и невосприимчивыми к плесени, а при правильном хранении в сухом месте, делало такую еду чуть ли не вечной.
Сухари на флоте в 19 веке

Флотский сухарь образца 1875 года

Проблемы начинались в плавании. На кораблях всегда высокая влажность и вскрытые бочки с сухарями быстро покрывались плесенью. Плюсом к этому в сухарях постоянно заводились личинки долгоносиков. Из-за этого сухари получали прозвища вроде: «морской бисквит», «малярийный хлеб» или «дом для червяков».

В конце XVIII века в британском флоте ввели галеты – те же сухари, но без соли. Несоленые галеты меньше подвергались порче, так как впитывали меньше влаги. [1]

Галета образца 1863 года

Галета образца 1863 года

Меню матросов не отличалось разнообразием. Чтобы сделать еду нажористей сухари и галеты ломали в крошку и использовали в качестве загустителя к жидкой пище или бульона. С ними готовили блюда, типа тюря (сухари, покрошенные в воде с солью и маслом) и добавляли к вареной солонине. Сухари варили, размачивали и жарили. В общем проявляли фантазию в условиях скудного продовольствия.

Прием пищи на борту крейсера, 1899 г. Еда на флоте 19 век

Прием пищи на борту крейсера, 1899 г.

В Русском военном флоте в XVIII века, в рацион питания матросов входило 18,5 кг сухарей. Такое количество было рассчитано на 1 человека в течении 28 дней. В день выходило 660 г сухарей. [3]

 

Это была простая еда, которая стоила копейки. Сухари хранились годами и занимали мало места. Идеальный вариант в длительных плаваниях. Ни о каких макаронах не могло быть и речи. Сухари и галеты полностью заменяли собой все мучные изделия.

 

Макароны не по уставу

В Русском Военном Флоте 18 века по уставу макароны были не положены. Их не было в списке продуктов, которые выдавали морякам в плавании. В общий котел запрещалось класть продукты не из корабельных припасов. Исключением были только свежее мясо и рыба. [3] Но начиная с конца 19 века в Российском Императорском флоте негласно, вопреки Морскому уставу, было принято после тяжелых работ готовить матросам макаронные изделия с мясом.
Морской устав с 1724 года. Со времен Петра 1

Морской устав с 1724 года

Так как не было возможности официально получить макароны от армейского снабжения, запасы макарон пополнялись коками или офицерами в портах, когда корабль курсировал по разным странам, в том числе по Италии. Деньги на покупку макарон и других продуктов для личного состава брались из средств доппайка матросов. [4]

Кроме разнообразия в пище и чревоугодия, моряки получали ощущение своей значимости и тешили свое самолюбие, так как макароны считались дорогой пищей «для господ». В то время 1 кг макарон, стоил как 1 кг свежей свинины. [5]

В России на 1913 год, основной паек у сухопутных солдат и матросов был одинаков. Но морякам везло больше. В плавании полагалась денежная надбавка, которую матросы получали в виде доппайка. Надбавка состояла из дополнительного количества мяса, круп, овощей и специй. В связи с разным продуктовым довольствием моряков и представителей сухопутных войск, появились прозвища. Матросы называли пехотинцев «крупой». Те же, в ответ обзывали моряков «макаронами».
Какие макароны выбрать для приготовления макарон по-флотски? Веселые макароны

Меню на флоте было не разнообразным, но сытным. Обычно прием пищи начинался с жирных щей или борща, которые готовили со свежим мясом, солонинной или рыбой. Сначала съедали только бульон и овощи. Когда в баке оставалось только мясо, его вынимали, мелко нарезали и клали обратно. После чего матросы ели уже мясное блюдо. Потом обычно была каша или (в поздние времена) макароны, которые поливали маслом. [6]

Обед на палубе, 1940-е

Обед на палубе, 1940-е года

В условиях ограниченных запасов продовольствия и воды, корабельным кокам приходилось находить оптимальные решения по расходу продуктов. Одним из таких решений стало приготовление из одного куска мяса двух блюд, супа и второго. Оставалось только добавить к вареному мясу гарнир и приправить маслом. Так и появились те самые макароны по-флотски.

 

Бунт за макароны по-флотски

Рецептов приготовления макарон по-флотски того времени найти не удалось. Нашел только самые ранние задокументированные упоминания блюда, которые датируются началом ХХ века.

19 октября 1915 года на линкоре-дредноуте «Гангут» произошел бунт. Если коротко, то матросы были недовольны, тем, что вместо макарон по-флотски подали кашу.

Все началось после угольной погрузки.

Стоит отметить, что угольная погрузка, это ад. Самый главный ад, который был на корабле. Матросы грузили сотни тысяч тонн угля в узкие горловины на палубе. Делалось это вручную с помощью корзин и мешков. Всё покрывалось угольной пылью. После этого нужно было отмывать корабль и отмываться самим.

Погрузка угля на линейном крейсере “Австралия”,1918 г.

Погрузка угля на линейном крейсере,1918 г.

В добавок все делалось быстро. Над матросом стояли с секундомером, отсчитывая, за сколько секунд он с мешком взбежит по сходням и засыплет этот мешок в горловину.

После угольной погрузки полагалось что-нибудь вкусное на обед. В качестве такого прекрасного, вкусного, завидного блюда выступали макароны по-флотски, которых в сухопутной армии вообще никто не видел. Это было флотское блюдо.

Погрузка угля на линейный корабль Ганзен А.В. Начало 20 века

Погрузка угля на линейный корабль Ганзен А.В.

Сформировалась многолетняя традиция – кормить после угольной погрузки макаронами по-флотски. А на «Гангуте» в силу случайных обстоятельств сварили гречневую кашу, и матросы начали возмущаться нарушением традиций. [7]

Вечером матросы отказалась от ужина, а затем потребовали убрать с корабля старшего офицера барона Э. Э. Фиттингофа и других немецких офицеров. Была попытка захватить оружие. [8]

Из воспоминаний Иванова Д.И. – участника действий на корабле.

Согласно установленному порядку в дни, когда команда грузила уголь, на ужин всегда готовили макароны с мясом, а в этот раз сварили ячменную кашу. Здесь-то и произошел взрыв.

— Долой кашу!

— Не брать ее!

— Немецкие гады издеваются над нами!

Зашумели возле камбуза. Дежурный по камбузу унтер-офицер Солодянкин начал уговаривать матросов не кричать. К нему подскочил матрос Лютов, бросил под ноги унтеру полный бак каши и заявил:

— Не уговаривай нас, а иди и докладывай! Кашу есть никто не будет!

— Чего бунтуешь? Каша хорошая! Ее сами их высокоблагородия откушали!

— Иди, а то сейчас же на голову бак наденем!

— И высокоблагородия накормим! [9]

Д. И. Иванов. 1915 год. События на линкоре "Гангут"

Д. И. Иванов. 1915 год.

Позже приехала комиссия с расследованием. По итогам бунта был суд. 95 матросов арестовали.

 

Макароны с мясом с начала ХХ века стали многолетней традицией и знаменательным символом хорошей еды на флоте. Редкое приготовление, связанное с поощрением за тяжелый труд, возвело блюдо в ряд культовых блюд. Учитывая, что в то время макаронами по-флотски кормили только на кораблях, большинство матросов запоминали эту пищу как «истинно флотское» блюдо. Вернувшись на гражданку, матросы уже на суше делали самостоятельно или просили жен приготовить им те самые макароны по-флотски, как на службе. А дальше блюдо уже пошло в массы.

 

Как макаронные изделия и макароны по-флотски покорили СССР

До конца 19 века в России макароны готовили редко по одной простой причине, они стоили кучу денег. По ценности они стояли выше, чем свежая свинина и считались деликатесным блюдом. В основном, они были доступны лишь зажиточным слоям общества.

Высокая цена была обусловлена долгим процессом изготовления. Сам процесс производства макарон был следующим. Тесто месили с помощью конного привода, вытягивали, подготавливали и вывешивали сушится на улицу под солнце. Но сделать это можно было только в районах с теплым и влажным климатом, например, в Италии. Такой способ называли «неаполитанская сушка». Макароны сушили на улице в течение 3-4 дней. При этом происходит накопление молочной кислоты, что придает изделиям своеобразный вкус. В России сушить макароны на улице под солнцем, как это делали итальянцы с их средиземноморским климатом, получалось только в некоторых регионах России на Юге, например, в Одессе.

Как сушили макароны в 19 веке. Сушка макаронных изделий на солнце 19-20 век

Сушка макаронных изделий под солнцем. Начало 20 века

В конце 19 века в Италии паровая машина заменила лошадей на производстве. Проектировались и создавались первые механические тестокаты и мощные гидравлические прессы, которые могли обрабатывать большее количество крутого макаронного теста. Для сушки сырых макаронных изделий применяли камерные или шкафные сушилки. Сушить макароны на солнце больше не требовалось.

Схема производства: тестокат – пресс – сушильная камера, применялась в Италии вплоть до 30-х годов прошлого века, а в СССР – до 60-х годов. Позже на смену пришли шнековые прессы. Так весь цикл и все операции по производству макаронных изделий делались в едином агрегате. Первый такой пресс был создали итальянские инженеры Марио и Джузеппе Брайбанти в 1933 году. [10]

шнековый пресс для макарон

Однокорытный одношнековый макаронный пресс с круглой матрицей, Б6-ЛПШ

Но вернемся немного назад во времени. Поговорим о макаронах в России и их стоимости.

Приведу в пример цены 1901 года, из книги «Подарок молодым хозяйкам». [5]

Цену на макароны устанавливали в зависимости от качества пшеницы и сорта. Фунт (453 г) стоил от 9 до 14 копеек. Макаронные изделия условно делили по качеству на 3 вида:

  • простые — 9 коп. /фунт
  • лучшие — 11 коп. /фунт
  • отборные — 14 коп. /фунт

Для сравнения, один фунт свежей свинины стоил 12 копеек, а фунт говядины 1 сорта 17 копеек. За фунт гречневой крупы, овсянки или пшена просили 5 копеек.

Цены на продукты (макароны, крупы, мясо) на конец 19, начало 20 века. Таблица из книги "подарок молодым хозяйкам"

Книга «Подарок молодым хозяйкам», 1901 год

Для примера, на 1913 год грузчики зарабатывали около 20 рублей, токарь 70-100 рублей, а капитан армии 100-110 рублей. С такими зарплатами и ценами, большинство рабочих покупали крупы и мясо, игнорируя макароны как вид пищи.[11]

Служащий / рабочийЗарплата за 1 месяц, руб.
Грузчики и сплавщики (на Днепре в Киеве), рабочие на
мыловаренном и пробочном заводах
Около 20
Неквалифицированные рабочие на крупных металлургических
и металлообрабатывающих заводах в Санкт-Петербурге
20 — 35
Высококвалифицированные рабочие — токари, слесари,
фрезеровщики, электротехники — на крупных
металлургических и металлообрабатывающих заводах в Санкт-Петербурге
75 — 120
Капитан армии105
Депутат I Государственной Думы350

С такими зарплатами и ценами, большинство рабочих покупали крупы и мясо, игнорируя макароны как вид пищи.

В периоды Первой мировой (1914-1918) и Русской революции (1917-1920) макаронные фабрики снижали или останавливали производство. Население, в голодные послереволюционные годы, почти полностью перешло на крупы, картофель и хлеб.

С середины 1920-х годов пищевая промышленность начала свое восстановление. Строились хлебозаводы и макаронные фабрики. Но массово «распространится» по территории СССР макароны снова не смогли, помешала Великая Отечественная война.

Население снова перешло на крупы и хлеб. Макаронные фабрики работали, но большинство переквалифицировалось на производство пищевых концентратов и сушку сухарей для фронта. Макаронные изделия производились, но в ограниченных количествах. Фабрики ужимали процессы производства. Доходило до того, что макароны отправляли на фронт не сушеными, а замороженными.

Солдаты Красной армии загружают на фронт эшелон с продовольствием. 1943 г. Еда в годы Второй Мировой Войны

Погрузка продовольствия, 1943 год

Существовало несколько вариантов норм суточного довольствия солдат и начальствующего состава боевых частей. Один из таких рационов, утвержденный Управлением тыла в постановлении от 12.09.1941, включал в себя:

  • Хлеб: октябрь – март – 900 г, апрель – сентябрь – 800 г
  • Мука пшеничная 2-й сорт – 20 г
  • Крупа разная – 140 г
  • Макароны – 30 г
  • Мясо – 150 г
  • Рыба – 100 г
  • Комбижир и сало – 30 г
  • Масло растительное – 20 г
  • Сахар – 35 г
  • Чай – 1 г
  • Соль – 30 г
  • Картофель – 500 г
  • Капуста – 170 г
  • Морковь – 45 г
  • Свёкла – 40 г
  • Лук репчатый – 30 г
  • Зелень – 35 г

В других утвержденных суточных рационах макароны не встречались.

 

После войны, в период с 1940 по 1960 гг., производство макаронных изделий увеличилось в три раза, с 324 тыс. до 1007 тонн.

По данным Большой Советской Энциклопедии, в 1913 году в России работало 39 фабрик, которые производили 30 тыс. тонн макаронных изделий в год. В 1972 году макароны производили уже 100 предприятий, которые выпускали 1328 тыс. тонн изделий в год. [12]

Производство макаронных изделий в СССР с 1940 г по 1973 г. График

Производство макаронных изделий в СССР с 1940 по 1972 года

В 1972 году СССР занимает второе место в мире по производству макаронных изделий. Советский гражданин в среднем готовил 5,4 кг макарон в год. В Италии на 1 человека приходилось 31,2 кг макарон в год.

Чтобы производить огромное количество макаронных изделий, на заводах СССР применяли шнековые макаронные прессы и сушилки непрерывного действия. Создавались конвейеры с автоматическими прессами, сушильными камерами и автоматами для расфасовки готовой продукции.

Плакат макаронных фабрик в России

Плакат «макаронные фабрики Ленинградского треста»

Макароны стали доступны большинству советских граждан. Люди стали придумывать разнообразные рецепты с макаронными изделиями. Особой популярностью пользовались простые и быстрые, которые можно было приготовить из продуктов, которые есть в холодильнике. Вот тут макароны по-флотски выходят на первый план и получают массовое распространение по всей стране.

 

Макароны по-флотски очень быстро завоевали популярность на советских столах. Этому способствовали простота, быстрое приготовление и дешевизна рецепта.

Первое документальное упоминание рецепта «макароны по-флотски» было напечатано в советской книге «Кулинария» в 1955 году. Некоторые рецепты из данной книги до сих пор используются на предприятиях общественного питания, в основном в небольших столовых.

Многие могут помнить эту книгу. Возможно у кого-то и сейчас она лежит где-нибудь на полке у мамы или бабушки. Увесистое чтиво, между прочим. В первом издании от Госторгиздата, книга в твердом переплете с 960 страницами весила больше 3 кг.

Сборник классических советских рецептов "кулинария" 1955 года. Рецепт "макароны отварные с мясом (по-флотски)"

Сборник классических советских рецептов «Кулинария»,1955 года

Все же неясно, кто первый придумал мешать мясо с макаронами и называть это блюдо макаронами по-флотски. Известно, что рецепт придумали на флоте, а с помощью советских людей макароны по-флотски стали известны по всему миру.

Если вы загорелись желанием приготовить макароны по-флотски, переходите по ссылкам.

Там вас ждет 3 варианта этого легендарного блюда:

Рецепт «Макароны по-флотски с фаршем». Пошаговый рецепт с фото и стоимостью продуктов. Макарономания

Список источников:

  • [1] Чем питались британские военные моряки XVIII века. Сергей Махов. warspot.ru. https://goo.gl/XuHw3c
  • [2] Похлебкин, В. В. Кулинарный словарь. Москва: Центрполиграф, 2002 г
  • [3] Книга Уставъ морской. 1720 г.
  • [4] Вторая часть истории возникновения макарон по-флотски. Домовест. https://goo.gl/LZaUo9
  • [5] Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве. Автор: Елена Молоховец. Издательство: Типография Н.Н. Клобукова. 1901г.
  • [6] Книга: На вахте и на гауптвахте. Русский матрос от Петра Великого до Николая Второго. Автор Н. В. Манвелов.  2014г. Глава 14.
  • [7] К.Б.Назаренко. Доктор исторических наук. Профессор СПбгу, кафедры источниковедения истории России. Из видео: https://www.youtube.com/watch?v=_FM01uzBhms (на 1:35:00 можно об этом послушать)
  • [8] Гангут (линкор). Википедия. https://goo.gl/mjS5qt
  • [9] Я — матрос «Гангута»! Иванов Д. И. М.: Воениздат, 1987.
  • [10] Технология макаронного производства: учебное пособие для вузов / Г.А. Осипова. – Орел: ОрелГТУ, 2009. – 152 с. 7 страница. https://goo.gl/G9izUv
  • [11] Цены и оклады: дореволюционная Россия. Широкогоров В.Л.
  • [12] Большая Советская Энциклопедия. Назаров Н. И., Технология макаронного производства, М., 1969.
  • [13] Кулинария. — М.: Госторгиздат, 1955.; — 960 с

Социальные кнопки

Сохрани себе или поделись с друзьями
Поделиться
Класснуть
Запинить
Отправить
Плюсануть
Вотсапнуть

2 комментария

  1. О-о, мое любимое блюдо — макароны по-флотски! Даже не задумывалась о том. откуда взялся рецепт блюда, пока не прочла эту интересную статью. До чего затейливым было производство макарон раньше, особенно поразила сушка, как белье сушили. Замечательно, тут не только оригинальные рецепты, но и история. Спасибо автору!

  2. Avatar Александр 3 месяца назад

    Очень познавательная и интересная статья, которая посвящена моему любимому блюду. Я вообще очень люблю макароны, а макароны по-флотски больше всего. Еще в далеком детстве я впервые попробовал их в военторговской столовой и с тех пор предпочитаю всем другим. Интересно, что очень много рецептов и все разные. Но суть одна.

Написать комментарий

Готовлю макароны и рассказываю о пасте с 2013 года. Автор: Антон Клюев. Макарономания ©

Хотите использовать или копировать материалы сайта? Пожалуйста, но оставьте ссылку на источник. Вам не сложно, мне приятно. Хорошего дня =)

Top